Вузы будут гоняться за абитуриентами
10 августа 2007 года

Наиль Мансурович свое выступление начал с того, что считает важнейшей задачей трансформацию "министерства просвещения", каковым оно сейчас по сути является, действительно в Министерство образования и науки, сделав акцент на слове наука. Научные инновации - это то, чего ждет сегодня общество от ученых и без чего невозможен дальнейший рост экономики. Грядущие успехи России и республики зависят от того, какое образование получает молодежь. Качественную подготовку можно организовать, лишь создав в системе образования конкурентную среду. При этом, анализируя всю образовательную цепочку - от детсада до вуза, важно точно определить ее слабые звенья. Например, бросается в глаза перекос в системе высшего образования: вузы готовят 75 процентов гуманитариев из общего числа выпускников. Что же будет в такой ситуации с производством? Соотношение должно быть, по крайней мере, пятьдесят на пятьдесят.

Министр отвечал как на вопросы журналистов, так и на вопросы, поступающие по интернету. Один из них касался потребности республики в учительских кадрах. Наиль Валеев сказал, что потребность небольшая, но постоянная, ведь обновление кадров должно идти непрерывно. Кроме того, положение дел в различных регионах республики различается. Так, в сельских районах сейчас остро встал вопрос о трудоустройстве педагогов из малокомплектных школ, которые теперь закрываются. В администрациях им ищут места, причем необязательно в школах. Большинство учителей живут в деревнях не первый год, обзавелись семьями, обросли хозяйством, менять место жительства им ни к чему. А в Казани, например, наоборот - недавно легко нашли работу 36 выпускников Елабужского педуниверситета, и это при наличии в Казани ТГГПУ. "Потребность в учителях есть, и педвузы ее закрывают, - сказал министр. - Но я считаю неправильным, когда учителей начинают готовить в непрофильных вузах, слишком уж велика ответственность педагога, а у нас такие случаи есть. Мы стремимся нормализовать ситуацию".

Отвечая на вопрос корреспондента "ВиД" о том, в каких взаимоотношениях окажутся Минобраз и ПТУ республики с передачей их под крыло Минтруда и соцзащиты, Наиль Валеев сказал, что Минобраз оставляет за собой методическое обеспечение, снабжение учебной литературой. Все остальное - софинансирование, трудоустройство - ложится на Минтруд и соцзащиты.

На его взгляд, возможны варианты, при которых ученик сможет получить среднее образование, одновременно получая профессию, но с ними нужно еще определиться.

Оценивая готовность школ к 1 сентября, Наиль Мансурович сообщил, что примерно 96 процентов школ республики готовы к началу занятий. Но при этом он отметил, что порой возникают проблемы, когда практически невозможно выполнить требования пожарных: не везде получается поставить современную сигнализацию или заменить деревянные лестницы. Иногда это технически невозможно, иногда требуются слишком большие средства, которых сейчас не найти.

Результат ЕГЭ выпускников татарстанских школ - "тройка". Насколько надежны результаты ЕГЭ? По мнению министра, стоит отказаться от "второй волны", как правило, результаты тех, кто сдает в это время, достаточно низкие. Одна из целей, которую преследовало введение ЕГЭ, - ликвидация коррупции в вузах - будет достигнута и без единого госэкзамена. Выпускников становится настолько мало, что преподаватели вузов будут "гоняться" за абитуриентами, чтобы выполнить бюджетный прием. Тут уж не до коррупции... Министр считает, что о коррупции в вузах скоро забудут, поскольку каждый, кто хочет, сможет поступить в вуз.

- Не приведет ли повышение качества знаний к тому, что выпускники вузов будут уезжать на работу за рубеж? - поинтересовались журналисты. Н.Валеев считает, что наши вузы сейчас могут, благодаря грантам, составить конкуренцию зарубежным. Если будет возможность работать здесь, научная молодежь не будет стремиться уехать. Напротив, считает Н.Валеев, нужно привлекать умные головы к нам из-за рубежа, пусть работают на Россию.

София САЙГАНОВА, "ВиД"